Содержание
- первого Понятие общения и его роль в развитии населения земли
- двух Значение общения в онтогенезе
- три Три стороны общения
- четыре Описание модификаций общения
- пятого Описание типов общения
- 6 Составляющие общения и его разновидности
- 7 Систематизация
Понятие общения и его роль в развитии населения земли
Психология общения – большой пласт теоретических и практических познаний, скопленных благодаря труду почти всех психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться индивидуальности, виды, формы и структура общения.
Существует много теорий и точек зрения на трудности общения. Значимый вклад в исследование этого парадокса, также в общем в социальную психологию занесли русские ученые. Их опыты и опыты, проведенные посреди и 2-ой половине прошедшего столетия, стали традиционными примерами особенностей общения и восприятия людьми друг дружку, также научной базой для следующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера людской деятельности, в какой почаще всего появляются психические трудности. Любому человеку очень принципиально уметь хорошо и отлично вести взаимодействие с окружающими людьми.
Общение – обоюдное действие 2-ух либо наиболее людей, имеющее целью обмен информацией, также нужная составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.
Не считая того, оно может выступать и как обособленный, {относительно} самостоятельный род уроков. Ведь люди не постоянно говорят вместе с целью придумать, проконтролировать, выполнить совместное деяние.
Передаваемый вербальный либо невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный нрав. Считается, что конкретно необходимость наших дальних протцов передавать познания друг дружке, не только лишь средством символов и окриков, послужило главный предпосылкой развития людской речи. Звериные ведут взаимодействие вместе, но речь присуща лишь людям.
Индивидуальности общения различных людей и групп зависят от того, как у субъектов взаимодействия животрепещуща потребность в соц контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и вести взаимодействие развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития населения земли.
Любопытно, что ублажение потребности в соц контакте предположительно повлекло за собой рождение такового красивого чувства, как удовлетворенность. Удовлетворенность до сего времени является ведущим мотивом, стимулирующим людей вести взаимодействие вместе.
Индивидуальности общения, которое способно принести наслаждение и удовлетворенность – это его гуманность и демократизм. Грубое, непочтительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции безнравственны и не вписываются в принципы общения, которыми принято управляться культурному человеку.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:
- самоуважение;
- почтение собеседника, признание его прав и интересов;
- терпимость, толерантность;
- справедливость, честность;
- непредвзятое отношение к людям.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (личном развитии человека) роль и индивидуальности общения не наименее важны, чем в филогенезе. Развитие индивида нереально без взаимодействия с иными людьми.
Новорожденные дети, не умея говорить, уже реагируют на глас и ласку взрослого человека, позднее начинают улыбаться ему в ответ. Позднее возникает так именуемый комплекс оживления – 1-ая форма взаимодействия новейшего человека с для себя схожими.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
- Конкретно-эмоциональное
В своё время у малыша возникает комплекс оживления, он еще не ведет взаимодействие с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение средством мимики и жестов: рыдает и смеется, удивляется и пугается так дальше. Такие формы общения присущи малышам до первого года жизни.
- Предметно-действенное
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, в своё время желает что-то взять либо дать, осознает, что для установления контакта необходимо приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значимые конфигурации, но в общем сохраняется в 1-ые 6 лет жизни.
- Внеситуативное интимно-личностное
Возникает уже к концу дошкольного возраста, но главные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период созревания).
Формы общения претерпевают конфигурации в области мере роста и взросления индивидума, они весьразному смешиваются и дополняются у различных личностей.
Без контакта малыша со взрослыми, он не сумеет развиться как личность. Значимость и необходимость коммуникации малыша с родителями нереально переоценить. Отношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все следующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.
Верно избранные способы общения и воспитания малыша – залог его удачной социализации и самореализации.
Виды и формы общения в особенности активно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность ребенка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Отменно новейший уровень форм и видов взаимодействия юных людей содействует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в общем.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение либо отсутствие взаимодействия с людьми постоянно приводит к преобразованию «Я» индивидума. Конфигурации личности не в наилучшую сторону (включая и патологические) не смогут не затронуть возможности вести взаимодействие и осознавать остальных людей и самого себя.
Три стороны общения
Структура общения условно делит его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
- Соц перцепция – восприятие напарника в области взаимодействию
Люди воспринимают друг дружку средством органов эмоций, дают оценку наружности, речи, поведению и приготовляют вывод о способности продолжения общественного контакта. В особенности принципиально 1-ое воспоминание. То, как будет воспринят иной человек впервой, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и вести взаимодействие с ним.
- Коммуникация – обмен информацией
Контакты глупы, если же люди не могут передавать друг дружке нужную информацию, познания и опыт вербально и невербально.
- Интеракция – обмен действиями
Беседа без способности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультативной.
Описание модификаций общения
Структура общения обуславливает модификации общения. Одни люди наиболее общительны, обожают бывать в компаниях и смогут часами гласить ни о чем, но остальные закрыты, предпочитают внутренние диалоги наружным, говорят не много и лишь в области делу.
Общительность как черта нрава развивается, можно улучшать коммуникативные способности, способность беспристрастно принимать людей и отлично с ними вести взаимодействие.
Модификации общения, обычно, формируются еще в детстве либо перенимаются от родителей. Также модификации общения могут являться обоснованы специфичностью занимаемой должности и даже являться признаком проф деформации личности (к примеру, учительница разговаривает с родными, тоже самое также как с учениками).
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:
- «Монблан». Отстраненный, прохладный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
- «Китайская стенка». Считающий себя выше и значительнее других человек. Принимает окружающих наименее успешными/прекрасными/умными людьми, весьза что вести взаимодействие с ним тяжело.
- «Локатор». Человек, выбирающий узенький круг друзей. Нередко ему довольно 1-го возлюбленного человека либо близкого друга.
- «Тетерев». Весьма замкнутый человек, создающий только видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
- «Гамлет». Для данной нам модификации типа общения необыкновенно принципиальна соц перцепция. Он старается произвести лучшее воспоминание, оттого нередко играет на публику.
- «Бот». Данный человек говорит и действует «сухо», неэмоционально, постоянно понимает что, в своё время и почему необходимо либо не надо созодать.
- «Эгоист». Человек гласит лишь о для себя, все его деяния ориентированы на получение личной выгоды.
- «Союзник». Лучшая форма и вид общения, потому что оно двухстороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном содействии, учитывают личность, стремятся осознать друг дружку и условиться.
Описание типов общения
Понятию модификации близко понятие «тип общения». Типы общения, тоже самое также как модификации, употребляются для обозначения индивидуальности общения.
Типы общения:
- Поучительный. При таком типе общения человек всегда учит, наставляет, подчиняет для себя собеседника.
- Информативный. Тип общения, который является обычной ретрансляцией инфы, без способности либо желания получить оборотную связь.
- Вдохновляющий. Индивидум участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов отношений.
- Конфронтационный. В небольшом отличии от других форм общения предугадывает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения правды методом конфронтации меж личным личным и беспристрастным взором, реальностью.
Типы общения необходимы для того, чтоб уметь в разной ситуации подбирать более пригодные способы общения: убеждение, внушение, инфецирование, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Составляющие общения и его разновидности
Составляющие общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
К ним относятся:
- содержание,
- цель,
- средства,
- субъекты (участники взаимодействия),
- тип связи меж субъектами,
- стиль,
- стратегия,
- техники, способы,
- итог.
Зависимо от компонент выделяют разные виды и формы общения:
- эмоциональное – обмен чувствами;
- когнитивное – обмен познаниями;
- деятельностное – обмен способностями и умениями;
- мотивационное – обмен желаниями и целями;
- вещественное – обмен предметами либо продуктами.
Виды общественного взаимодействия можно найти как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, дозволяющие прийти к выводу о человеке и методах его взаимодействия с иными людьми. Виды и уровни общения меняются в области мере его усложнения от обычного, простого к сложному, духовному.
Систематизация
Систематизация общения зависимо от целей взаимодействия и его уровня:
- Примитивное. Собеседник рассматривается как средство заслуги цели и оценивается в области шкале «нужен – не нужен». Такое конкретное и обычное отношение не прячется.
- Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения своей выгоды. В небольшом отличии от простого контакта, манипуляция – узкая игра, с внедрением огромного количества техник и приемов (ересь, лесть так дальше).
- Формально-ролевое – стопроцентно регламентированное взаимодействие. Люди контактируют вместе с позиций соц ролей. К примеру, начальник и подчиненный, учитель и ученик, доктор и пациент так дальше.
- «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором употребляются обычные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и настоящие мысли за маской обходительной учтивости либо безразличного спокойствия. Также некие люди в хорошем качестве социальной маски употребляют скромность, показную заботливость и остальные приемы. Участники взаимодействия не стремятся осознать друг дружку.
- Деловое. Целью такового общественного контакта является нахождение общего решения в области интересующему вопросцу. Личность собеседника обязательно учитывается, невзирая на то, что есть особенные правила и принципы делового общения.
- Светское. Субъекты не выражают свои мысли, но произносят то, что обязано и принято в определенной ситуации. Светские беседы – это, обычно, «дискуссии ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
- Духовное. Такое взаимодействие может быть в близких, доверительных отношениях. Собеседники отлично знают друг дружку, уважают убеждения, интересы и взоры, могут предугадывать реакции друг дружку, контактируют на уровне «Личность – Личность».
Не считая того, определяя уровень людского взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
- Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального либо невербального контакта. К примеру, кивок головой в символ согласия, рукопожатие как символ приветствия и тому схожее.
- Мезауровень – разговор и деяния в границах одной темы, произошедшие в один прекрасный момент либо повторяющиеся.
- Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, избранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответственная требованиям социума, традициям и обычаям.
Также известны последующие виды коммуникации:
- Конкретное. Осуществляется с помощью голосовых связок, глаз, ушей, рук и остальных органов людского тела.
- Опосредованное. Взаимодействие при помощи специально сделанных устройств и средств обмена информацией (в области переписке, в области телефону, через интернет-ресурсы так дальше).
- Прямое. Личный контакт и конкретное восприятие собеседника.
- Косвенное. Взаимодействие через посредников либо представителей, передающих и воспроизводящих нужную информацию.
- Вербальное – взаимодействие средством устной речи.
- Невербальное – взаимодействие без слов, но с помощью мимики, жестов, поз, прикосновений так дальше. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются безотчетно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику надзирать трудно, они спонтанны, оттого с большей толикой вероятности выражают настоящие мысли и намерения человека.
Индивидуальности общения – это те части взаимодействия 2-ух людей, которые любой из их привносит ради улучшения (либо ухудшения) свойства взаимодействия. От личности зависит удачливость и нрав соц контактов с иными людьми, способность быть всеполноценным членом общества и счастливым человеком.