Формирование людской личности: как происходит и чем обуславливается

Содержание

  • одна Формирование людской личности
  • двух Этапы развития
  • три Теории формирования

На нынешний денек в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Любая изо их разглядывает и весьсвоему трактует то, как происходит формирование личности. Но они все сходятся во мировоззрении, что человек проживает этапы становления личности так, как не пребывал никто до него, и {не будет} проживать ни один человек далее.

Почему один человек любим, уважаем, успешен практически во всех сферах жизнедеятельности, ахти иной деградирует и становится злосчастным? Чтоб ответить на данный вопросец необходимо знать причины формирования личности, оказавшие воздействие на жизнь определенного человека. Принципиально как проходили этапы формирования личности, кои новейшие черты, свойства, характеристики и возможности появлялись в течение жизни, учесть роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого определения. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие изо их: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психических черт; совокупа свойств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (либо британского personality), но поточнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Личность – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не попросту лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в публичных связях и отношениях. Личные свойства устойчивы и определяют важные для индивидума и его окружения поступки. Формирование личности – это долгий процесс, ее не «надевают» на себя, ею стают.

Формирование людской личности

Процесс становления личности – это возникновение у индивидума исторически сформировавшихся человечьих свойств. Кое свойство в человеке проявится, может зависеть от нескольких причин.

Причины формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности тяжело переоценить. Воспитательная функция – основная функция общественного института семьи.

В всеполноценных и благополучных семьях растут гармонически развитые личности. Нерешенные детские трудности стают факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок обучается быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Малыши копируют стили и модификации поведения, роли, стратегии, обычный тип мышления и выражения эмоций важных взрослых. Ценности и эталоны, положительные и нехорошие (к примеру, тревожность и мнительность) свойства безотчетно перенимаются от родителей.

Позднее родительские наставления преобразуются во «внутренний глас», формируются (либо не формируются) такие моральные свойства, как совесть, честь, нравственность и остальные. Становясь взрослым, человек употребляет данные родителями познания о социально-одобряемом и применимом поведении и производит новейшие.

  • Генетика

Люди различные, поэтому что нет ни 1-го человека с схожим набором генов. Часть особенностей и компонент особенности человек получает при рождении с набором генов.

Главные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, характер определен с рождения. {Относительно} фактора генетики роль семьи в формировании личности не наименее принципиальна, чем в воспитании. На генном уровне передаются некие психологические заболевания.

Соц воздействие референтных (важных) групп, близких, друзей, коллег и остальных людей изо близкого окружения.

  • Опыт жизни

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, в особенности если же это знаковое происшествие. Личный опыт может поменять ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, нрав, развивает возможности, находит либо теряет мотивацию подо воздействием произошедших в его жизни событий.

  • Склад ума и культура

На склад ума влияет окружающая среда и климат, в каком проживают представители той либо другой народности. Склад ума можно обозначить как «нрав» народа. К примеру, в южных странах люди, обычно, активные, чувственные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, всераспространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди наиболее свободно, естественно и запанибратски ведут себя, в остальных культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Причины формирования личности влияют на нее каждый раз, в своё время человек по существу в новейшей социокультурной среде. Формирование личности, на самом деле, и есть вереница вхождений человека в новейшую для него социальную общность и итог пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя особенность в определенной среде, может зависеть от удачливости прохождения 3-х фаз развития.

Фазы становления личности:

  • Адаптация

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивидум стремится и в некой степени становится таковым же, также как все другие люди.

  • Индивидуализация

На втором шаге человек, осознавая, что он «как все», отыскивает, находит и проявляет свои личные индивидуальности, интенсивно стремится к персонализации.

  • Интеграция

Эта фаза описывает не только лишь становление личности, да и развитие того общества, в каком человек действует. Индивидум должен удачно согласовать свою особенность с обществом, проявлять те свои неповторимые отличительные свойства, которые полезны для всех людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если же эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его или теснят, или он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может оборотиться назад. Если же человек ворачивается на наиболее ранешние стадии собственного развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Способен к развитию активный и инициативный человек. Для всякого возрастного периода один изо видов деятельности является ведущим.

Теорию ведущей деятельности разработал русский психолог Если.Н. Леонтьев, он же выделил главные этапы формирования личности. Позднее его идеи развил Д.Б. Эльконин и остальные ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая описывает формирование главных психических новообразований индивидума на очередной ступени его развития.

«Страх Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности соответственно Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой изо их:

  • Детский возраст – конкретное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок обучается обращаться с ординарными предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«Страх Э. Эриксону»

Психические периодизации развития особенности разрабатывали и забугорные психологи. Более известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. Страх Эриксону формирование личности происходит не только лишь в молодости, да и в глубочайшей старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивидума. Становление личности – это прохождение 1-го за остальным психических шагов развития. На любом шаге происходит высококачественное преобразование внутреннего мира индивидума. Новообразования всякого изо шагов – следствие развития индивидума на прошлом шаге.

Новообразования могут являться как положительными, так и отрицательными свойствами. Их сочетание описывает особенность всякого человека. Эриксон обрисовал две полосы развития: нормальную и аномальную, в каждой изо которой выделил и противопоставил психические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности соответственно Э. Эриксону:

  • 1-ый год жизни человека – кризис доверия

В данный период особо принципиальна роль семьи в формировании личности. Через мама и отца ребенок выяснит, добр к нему мир либо нет. В наилучшем случае возникает базисное доверие к миру, если же формирование личности аномальное, появляется недоверие.

  • От 1-го года до 3-х лет

Самостоятельность и уверенность внутри себя, если же процесс становления личности происходит нормально либо неуверенность внутри себя и гипертрофированный стыд, если же он аномальный.

  • Три – 5 лет

Активность либо пассивность, инициатива либо чувство вины, любопытство либо безразличие к миру и людям.

  • От 5 до одиннадцати лет

Ребенок обучается ставить и достигать цели, без помощи других решать актуальные задачки, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные способности, также трудолюбие. Если же формирование личности в данный период отклоняется от обычной полосы, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, чувство бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От 12-ти до 18-ти лет

Дети переживают шаг актуального самоопределения. Юные люди строят планы, выбирают профессию, определяются с миропониманием. Если же процесс формирования личности нарушается, ребенок погружается в собственный внутренний мир во вред наружному, но у него не выходит разобраться внутри себя. Неурядица в идей и эмоциях приводит к понижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Ребенок выбирает путь «как все», становится конформистом, {не имеет} собственных личных мировоззренческих установок.

  • От 20 до сорока 5 лет

Это ранешняя взрослость. У человека возникает желание быть полезным членом общества. Он трудится, делает семью, заводит деток и при всем этом ощущает удовлетворенность от жизни. Ранешняя зрелость – период, в своё время роль семьи в формировании личности опять выходит на 1-ый план, лишь семья эта уже не родительская, ахти сделанная без помощи других.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности нрава в это время смогут вырасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: 40 5 – шестьдесят лет

Красивый шаг, в своё время процесс становления личности длится в критериях настоящей, творческой, различной жизни. Человек воспитывает и учит деток, добивается определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, сотрудниками, друзьями.

Если же формирование личности благополучное, человек интенсивно и продуктивно трудится над собой, если же нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от действительности. Таковой «застой» угрожает потерей трудоспособности, ранешней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

  • Далее шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, в своё время человек подводит итоги жизни. Последние полосы развития в старости:

  1. мудрость и духовная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, чувство ее полноты и полезности, отсутствие ужаса погибели;
  2. трагичное отчаяние, чувство того, что жизнь прожита напрасно, ахти прожить ее поновой уже недозволено, боязнь погибели.

В своё время этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее обилии, живет в гармонии с собой и миром вокруг нас.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает весьсвоему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория общественного научения и остальные.

Некие теории возникли в итоге бессчетных тестов, остальные неэкспериментальные. {Не все} теории обхватывают возрастной спектр от рождения до погибели, некие «отводят» на формирование личности лишь 1-ые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Более целостной, совмещающей сходу несколько точек зрения, является теория южноамериканского психолога Эрика Эриксона. Страх Эриксону формирование личности происходит соответственно эпигенетическому принципу: от рождения до погибели человек проживает восемь стадий развития, предопределенных на генном уровне, но зависящих от соц причин и самого индивидума.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, био сути человека к социальной среде.

  • Согласно основоположнику психоанализа З. Фреду, человек формируется, в своё время обучается удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и производит защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории Если. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на возможности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная мысль гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная людская потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, ахти высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение собственного «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, конкретный, добросовестный, ответственный, вольный от шаблонов мышления, мудрейший, способный принять себя и остальных таковыми, кои они есть.

В хорошем качестве компонент личности выступают последующие характеристики:

  1. возможности – личные характеристики, определяющие удачливость той либо другой деятельности;
  2. характер – прирожденные индивидуальности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. нрав – совокупа воспитываемых свойств, обуславливающих поведение соответственно отношению к остальным людям и себе;
  4. воля – способность достигнуть цели;
  5. эмоции – духовные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взоры, направленность.