Базы социализации личности

Содержание

  • один Главные возрастные этапы социализации
  • двух Групповая социализация
  • три Осознанность выбора группы
  • четыре Гендерная социализация
  • пятого Ресоциализация
  • 6 Правовая социализация
  • 7 Десоциализация
  • восьмой Девиантное поведение
  • 9 Организационная социализация

Социализация личности как процесс интеграции человека в общую социальную систему общества дает нужный навык коммуницирования с окружением. И на вопросец «что же все-таки это такое» есть только один ответ — это процесс усвоения человечьим индивидумом образцов поведения, психических установок, соц норм и ценностей, познаний, способностей, позволяющих ему удачно работать в обществе.

Рождаясь, человек немедленно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некоторую среду, образованную поначалу родителями, медперсоналом поликлиники, родственниками и близкими друзьями семьи. В предстоящем роль социализации личности лишь усиливается: с расширением границ мира растет количество связей и людей, с которыми приходится вести взаимодействие, и очень принципиально, чтоб процесс протекал ровно, не был нарушен.

В процессе взросления детки не только лишь обретают личность, самосознание, учатся способностям общения, но также и расширяют сферу собственных интересов и все поглубже вовлекаются в процесс взаимодействия с членами семьи, соседями, иными детками, обучаются коммуницировать, отыскивать компромиссы, уступать и отстаивать свою точку зрения.

Главные возрастные этапы социализации

Психологи выделяют последующие этапы социализации личности:

  • первичная социализация — процесс социализации, протекающий от рождения человека и до окончательного формирования его личности;
  • вторичная социализация — процесс вхождения сформированной личности в социум.

Первичная социализация содержит в себе освоение человеком соц норм и правил на ранешних шагах жизни, от рождения до подросткового возраста; вторичный шаг наступает равномерно с расширением круга общения ребенка, возникновением в его жизни большего количества увлечений и групп, сформированных в обществе подо воздействием этих увлечений.

Этапы социализации личности делятся верно, но меж ними нет твердой границы. Недозволено сказать, что до 14 лет, к примеру, человек только сформировывает себя, но далее — обучается вчеркивать себя в общество. Напротив, в сути, оба шага свойственны для нас в протяжении всей жизни, просто на ранешней стадии развития психические индивидуальности малыша ориентированы на зание самого себя, но в предстоящем перенаправляются вовне, на вписывания себя в общество, да и в пенсионном возрасте не стоит мыслить, как будто личность совсем сформирована, и поменять ее недозволено.

Индивидуальности социализации в детстве

Конкретно в детстве благодаря семейному воздействию у малыша закладываются те шаблоны, которые он считает принятыми, и которыми в предстоящем управляется при следующей социализации.

На данной стадии ребенок усваивает главные правила и нормы только от членов семьи, потому что его внутренний мир очень мал, но свита ограничено. И если, предположим, в семье принят некоторый {набор} предубеждений, то на последующую стадию социализации индивидум выйдет уже со сформировавшимся в голове воззрением, учитывающим основную семейную «линию партии».

Одной заморочек социализации личности, связанной с воспитанием малыша, является понятие нормы домашнего насилия. Если, предположим, в семье насилие считается обязательным атрибутом, если же отец поднимает руку на мама, но мама терпит и не пробует уйти дома, ребенок начинает принимать такую ситуацию как данность, но семейное насилие — как вариант нормы для всего общества в общем. И в предстоящем он выходит в мир с уверенностью, что у всех его компаньонов в доме происходит то же самое, просто им, также как ему, запрещено о этом гласить.

Таковой ребенок может в дальнейшем получить целый букет заморочек, в своё время столкнется с тем, что за попытку поднять руку на девченку его будут всячески ругать и подвергать остракизму, но он не сумеет осознать, что неувязка заключается в его поведении, потому что лично для него это абсолютная норма.

Социализация школьного периода

Социализация личности на шаге школьного образования равномерно переводит малыша от шага первичной социализации к вторичной.

В школе круг общения индивидума резко расширяется: далее пары-тройки 10-ов людей, с которыми он повсевременно общался или время от времени встречался в детском саду либо больнице, ребенок по существу в большенном мире, полном одноклассников и малышей с параллельных потоков.

Внимание взрослых не мытьем кропотливо контролируется, как это было ранее, и ребенок равномерно обучается налаживать дела с иными малеханькими личностями, обретает симпатии и антипатии, обучается вести себя сообразно новеньким правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новейшей обстановке и производит внутри себя свойства, которые в предстоящем посодействуют ему налаживать контакт с сотрудниками город работе и представителями остальных соц групп.

На этом шаге в хорошем качестве трудности социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на действие окружающих.

Если же ребенок воспитывался в семье как небольшой царевич, был окружен любовью бабушек и матери, если же он вырос в убежденности, что все его деяния правильны и никто {не имеет} права быть им недовольным, он с большой толикой вероятности не впишется в коллектив одноклассников, потому что привычка добиваться подчинения навряд ли будет оценена иными детками как приятная черта нрава.

Дети и поиски себя

Ребенок — это таковая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, но не с членами семьи, и тем производит собственный переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только лишь личности, но также и к поискам собственного места в мире.

На этом шаге начинается активная групповая социализация человека — он отыскивает группы, в каких был в состоянии бы ощущать себя уютно, быть одобряемым, весомым, где был в состоянии бы делиться опытом и идеями; в активную фазу заходит гендерная социализация — понимание себя как представителя определенного пола и оценка соц ролей представителей собственного пола в обществе, принятие либо отторжение этих ролей применительно к для себя; начинается пуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных способностей и ценностей ввиду получения новейшего опыта и расширения кругозора.

Одной всераспространенных заморочек социализации личности ребенка является ситуация, в своё время он попадает в свита, принимающее за норму другие, непривычные ему эталоны поведения и остается перед выбором: переоценить свои суждения или отстаивать свое мировоззрение и получить неприятие членов группы.

Групповая социализация

Усвоение норм, принятых как главных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку точного осознания границ, в границах которых он должен двигаться, чтоб не быть отторгнутым окружающими.

Наше общество выстроено таковым образом, что индивидуму нужно брать соц одобрение, принадлежать к какой-нибудь группе, ощущать поддержку членов данной группы. И для этого мы обязаны вести себя определенным образом, соблюдать некоторые правила поведения и попадать в шаблон, данный группой, к которой мы желаем примкнуть.

Шаблоны поведения у групп могут являться различными и даже диаметрально обратными: для одних групп принципиальна общность город признаку денежной состоятельности, остальные, напротив, формируются методом объединения бедных членов общества и декларируют противопоставление себя безбедным кругам.

Принципиально осознавать, что нереально социализироваться универсально полностью таковым образом, чтоб совершенно вписаться в полностью все слои населения и группы, конкретно поэтому, что в их ценятся различные свойства и обратные ценности. Не напрасно в народе молвят: «Ты не золотой червонец, чтоб всем нравиться!» — недозволено угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к экой конкретно группе примкнуть, также противопоставлять себя некий иной группе лиц.

Осознанность выбора группы

Выбор социальной группы, с которой вы будете вести взаимодействие, не постоянно может зависеть от вас. Мы делаем осознанный выбор, в своё время принимаем решение заняться любым видом спорта, поступить в определенный институт, переехать в иной квартал. В этом случае мы можем приготовить себя к тем нормам, которые, быстрее всего, будут характерны окружению, в которое мы попадем, потому что у нас будет время на исследование вопросца, проработку собственных реакций и способностей социализации.

Но время от времени мы город независимым от нас происшествиям оказываемся в окружении, которое недозволено именовать удачным, и в особенности небезопасно это для не до самого конца сформировавшихся личностей — малышей и подростков.

В возникнувшем случае принужденного переезда в далеко не подходящий район взрослые члены семьи способны очень дистанцироваться от соседей, сделать с ними контакт, не включающий принятие их соц эталонов поведения. Увы смотри ребенок либо ребенок, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не может противостоять чужому вескому воззрению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.

Таковая неувязка социализации личности не постоянно быть может решена методом запрета родителями на общение малыша с «плохими» товарищами, но ведь свита, в каком вырастает ваш ребенок — весьма принципиальный фактор взросления и формирования его личности.

Гендерная социализация

Социализация личности не быть может осуществлена полностью без усвоения индивидумом культурной системы отношений парней и дам, характерной для общества, в каком он живет, также понимания гендерных ролей и собственного места в данной системе.

Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям практически с колыбели: в магазинах в большом количестве собственном дают на выбор лишь розовые либо голубые предметы город уходу за ребенком, одежка мальчишек производится в большей степени в голубых, но девченок — в бардовых тонах, мальчишкам даруют машины и пистолеты, но девченкам — кукол и декорации.

В предстоящем, смотря на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те эталоны, которые проходят перед его очами в процессе взросления: если же мать и ее подруги в большом количестве собственном домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, но папа и его друзья зарабатывают средства, водят авто и играют в футбол, индивидум, быстрее всего, усвоит такую классическую систему ценностей, и в дальнейшем станет использовать ее к для себя сообразно собственному полу: мальчишка будет стремиться стать «добытчиком», но девченка будет нацелена на поиски супруга, соответственного определенным аспектам, и грезить о браке и детях.

Если же же в семье принято, что мать трудится вровень с папой, но папа убирается в выходные совместно с матерью, в дальнейшем девченка не усвоит, если же супруг начнет добиваться от нее посиживать дома и варить супы, но мальчишка не оценит рвение супруги стать домохозяйкой и заниматься только семейными делами.

Ресоциализация

Понятие ресоциализации личности тесновато соединено с шагами взросления. В сути, данный термин обозначает вторичную социализацию личности, которая длится всю жизнь и содержит в себе постоянную переоценку ранее принятых ценностей.

Ресоциализация начинается с выходом малыша во наружный мир и наблюдением за людьми с иными культурными, соц и гендерными стереотипами. Чем больше таковых наблюдений копит ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он осознает, что {не все} слова папы и матери являются теоремами, что есть другие точки зрения и другой взор на мир. И подо действием этих причин в подростковом возрасте индивидум кончает формирование собственной личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя другие установки иными, принятыми снаружи и расцененными им как наиболее пригодные ему лично.

Со временем круг общения индивидума расширяется больше, выходит за рамки школы и института, содержит в себе коллег, компаньонов в спортивном зале, знакомых различных слоев населения, потому ресоциализация как принципиальный элемент формирования личности является действием нескончаемым.

Правовая социализация

Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о собственном месте в обществе, также о собственной социальной роли и о культуре общества в общем.

Основная изюминка правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку некоторых типовых (прогнозируемых) реакций, методов восприятия инфы и форм активности, принятых конкретно в этом обществе.

Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за главные и единственно верные, индивидум в предстоящем плохо реагирует на любые отличия от данной нормы, часто оценивает их как попытку нарушения публичного порядка в общем, и даже интенсивно противодействует тем, кто проявляет нехарактерные для данного общества реакции.

Правовая социализация личности — нужный и принципиальный процесс, в то же время тесновато связанный с попытками общества отбросить любые нехарактерные ему прогрессивные идеи, кажущиеся удачно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы либо цивилизации в общем.

Правовая социализация личности дозволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, более верно придерживающиеся одобряемых обществом эталонов поведения, просто увеличивают собственный статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, но индивиды, отличающиеся необычными взорами на жизнь, отторгаются.

Десоциализация

Понятие десоциализации личности тесновато соединено с ресоциализацией, и значит разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, ликвидирование прежних установок. Что же все-таки это такое и для чего нужен данный процесс?

Данный процесс употребляется психологами в возникнувшем случае, если же усвоенные человеком нормы поведения мешают ему удачно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отрешиться от прежних установок, и потом ресоциализироваться — воспринять новейшие правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация нужна жертвам домашнего насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, также тем, кто переехал в остальные страны с другим культурным наследием либо при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таковых вариантах нужна, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивидуму незыблемыми, и подтверждения того, что эта незыблемость кажущаяся.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и эталонов.

Девиантное поведение не постоянно является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в каком принято, к примеру, что дама {не имеет} права голоса, должна прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обыкновенной европейки будет расценено как очень девиантное, в то время как в Европе на нее просто не направят внимание, потому что она вписывается в принятые там эталоны норм поведения.

Социализация личностей может проходить с нарушениями, тогда и психологи тоже молвят о девиантном поведении — конкретно весьза неверной социализации люди стают правонарушителями, в их проявляется склонность к насилию, беспощадности, противоправным действиям.
Дети, пытающиеся выделиться толпы, заявить о собственном «Я», также владеют признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это постоянно итог заморочек с социализацией личности, но, к огорчению, процесс социализации недозволено записать как план, и строго следовать ему.

Организационная социализация

Организационная, либо проф социализация — процесс освоения индивидумом способностей и установок, принятых в организации для удачного выполнения главных функций, также для налаживания отношений с сотрудниками.

1-ое время, поступив на работу, новенькие знакомятся с принятыми эталонами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, обучаются соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил меж людьми. Это тоже социализация личности, и весьма принципиальная — часто трудности с работой появляются у нас не поэтому, что мы являемся нехорошими специалистами, но только поэтому, что даже хороший специалист, неспособный сделать дела с людьми, не принесет организации ничего, не считая вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать разные совместные празднички, выезды на природу, проводить игры и занятия город улучшению коммуникации меж сотрудниками.

Социализация личности — непростой процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с нескончаемым занием наружного мира и самопознанием, развивающий умение налаживать дела с окружающими людьми в хоть какой социальной среде.

Умение удачно вписаться в всякую систему понадобится всем, и недозволено мыслить, что социализация принципиальна лишь для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Так как любые рамки имеют свои ценности только в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не поменяется, и что вчерашний удачный человек не угодит на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.