Новый проект по пенсионной реформе: индивидуальный пенсионный капитал

В самом конце марта бюрократы самых различных министерств, включая ЦБ РФ, подтвердили, что на данный момент в активной фазе находится разработка новейшего законопроекта «О личном пенсионном капитале». Подразумевается, что эта система поменяет действующую накопительную систему. Пресса уже «прозвала» будущие перемены очередной пенсионной реформой, но это не совершенно так, так как нововведения не изменят обычный порядок кардинальным образом. Поправки быстрее являются процедурой «перемещения слагаемых», от которой итоговый итог не изменяется.

В истинное время граждане РФ, работающие девать найму, не cделают постоянных перечислений с заработной платы в ПФР, эта обязанность возложена на их работодателей. Как все мы помним, до 2014 года пенсионные взносы, рассчитанные исходя размера официальной заработной платы, делились на две части:

  • 16% направлялись конкретно в ПФР на финансирование страховой части (СЧП), за счёт которой в рамках «солидарной системы» платятся пенсии работающим пенсионерам;
  • 6% перечислялись на накопительную часть (НЧП).

Меж этими «частями» пенсии есть значительные различия. Представим их в виде таблицы.

Сравнительный признак НЧП СЧП Как измеряется в процессе формирования В деньгах В пенсионных баллах За счёт коих средств выплачивается Выплаты зависят не только лишь от перечисленных ранее взносов с заработной платы, да и от действий проф управляющих активами Платится ПФР за счёт текущих страховых взносов работающих людей Юридический статус Её можно наследовать, это собственность гражданина Наследовать СЧП недозволено, её платит правительство В своё время увеличивается Величина НЧП может зависеть от доходности, которой удалось достигнуть управляющим активами Страховая пенсия раз в год индексируется

Это полностью разумная модель, потому что в обычных экономических критериях портфельные инвестиции генерируют стабильный валютный поток, коли правительство гарантирует определённый уровень пенсионного обеспечения девать старости. Если же перевести всё вышеупомянутое на понятный язык, упомянутым моделям можно отдать последующие свойства:

  1. СЧП – это ограниченная часть пенсии, которая при иных равных гарантируется государством (если же исходить того, что правительство не будет в дальнейшем поменять правила) и часто индексируется.
  2. НЧП защищена меньше, т.е. она всё же застрахована государством, но в момент выхода человека на пенсию её размер определяется не только лишь взносами, уплаченными работодателем, да и доходностью управляющих компаний, которые употребляли эти средства в процессе управления активами. Она не индексируется на инфляцию.

Позднее в связи с резким ухудшением экономической ситуации формирование НЧП было заморожено, т.е. те 6%, которые ранее направлялись на «инвестиции», стали отчаливать на финансирование страховой части. Эта заморозка не один раз продлевалась, и на данный момент она действует до 2021 года. Не считая этого, предпринимательское общество не один раз направляло внимание правительства на то, что пенсионная перегрузка очень велика. Сделалось разумеется — пенсионная система столкнулась с кризисом.

Для чего нужен личный пенсионный капитал

Через готовящемуся законопроекту подразумевается, что в работающей пенсионной системе НЧП будет заменена личным пенсионным капиталом (ИПК). Он различается от старенькой модификации тем, что взносы в негосударственные пенсионные фонды должны платить не работодатели, коли сами работники начисленной зарплаты.

К огорчению, на начало апреля 2019 года бюрократы так и не выложили на всеобщее обозрение проект закона, потому обрисовать весь принцип работы ИПК пока недозволено. Ведь если принять во внимание заявления Центробанка и Минфина, можно создать определённые выводы.

Читайте также!  Новейшие ограничения девать использованию патентной системы налогообложения

Размер отчислений на формирование ИПК

Внедрение системы личного пенсионного капитала будет постепенным. Если же Минфин и ЦБ уладят все текущие разногласия, данный процесс начнётся в 2021 г. В 1-ый переходный год процент отчислений с заработной платы будет установлен на уровне 1%, потом он будет любой год повышаться на 1%, пока еще не достигнет 6%.

Год Заработная плата Процент отчислений с заработной платы на ИПК Сумма отчислений в руб. 2021 30000 1% 300 2022 30000 2% 600 2023 30000 3% 900 2024 30000 4% 1200 2025 30000 5% 1500 2026 30000 6% 1800

В таблице выше представлен условный пример расчётов (он не учитывает фактор роста зарплат). Выходит, что в 2026 году с каждой заработанной 1000 руб. человек будет перечислять на формирование собственного ИПК 60 руб.. Повторим – эти суммы «удерживаются» конкретно начисленной заработной платы. Работодатели будут освобождены от уплаты таковых взносов, но за ними остается обязанность финансировать страховую часть пенсии.

Сумеют ли работники отрешиться платить взносы

Судя девать инфы, которую озвучила Лена Бибикова, зампред Комитета Совета Федерации девать социальной политике, у людей будет возможность отрешиться от формирования ИПК, но пока непонятно, как конкретно будет реализована эта процедура. Через словам Бибиковой, в финишной версии законопроекта, быстрее всего, будет закреплена модель, предполагающая последующий порядок.

В момент внедрения ИПК люди с высочайшими зарплатами будут к ней подключены автоматом, т.е. с 2021 года станут с каждой тыщи руб. перечислять девать 10 руб. Граждане с низкими зарплатами, для которых даже маленькие отчисления на пенсионные скопления смогут стать предпосылкой актуальных проблем, не будут подключены к системе в механическом режиме. Если же таковой человек посчитает, что он готов перечислять средства на ИПК, он должен будет подать заявление. В свою очередь те, кто подключится к системе автоматом, будут иметь право в предстоящем отрешиться от роли в ней, подав соответственное заявление.

Что в таком порядке вызывает вопросцы? Во-1-х, не известен тот зарплатный порог, который будет употребляться для разбивки людей на условных «бедных» и «богатых». Пожалуй, что данную планку установят специально на заниженном уровне.

Во-2-х, сама мысль неотклонимого подключения к системе ИПК в некой степени противоречит Конституции РФ, ведь любой гражданин имеет право сам распоряжаться своим имуществом (чем и являются приобретенные в виде заработной платы средства), при всем этом отчуждение имущества допускается лишь при условии равноценного возмещения.

С иной стороны, бюрократы не один раз отмечали, что ИПК будет являться конкретно собственностью гражданина, т.е. это как вкладывательный портфель, которым просто управляют проф участники рынка ценных бумаг. Выходит, что формального отчуждения имущества для гос. нужд при данной модификации не происходит, так как оно просто меняет форму ( валютных средств перетекает в облигации и остальные активы). Но сам факт принудительного подключения к системе всё же остаётся очень спорным.

Плюс ко всему, при таковой разбивке на «бедных» и «богатых» затрагивается этический нюанс, вследствие что общество раскалывается. Может быть, правительство в итоге совершенно откажется от «обязаловки» и решит стопроцентно переложить заботу о будущем на всякого человека в отдельности, дескать, «мы предоставляем для вас инструмент, коли вы сами решайте, употреблять его либо нет».

Читайте также!  Увеличен размер общественного вычета за обучение и остальных расходов

Как будет формироваться ИПК и что станет с НЧП

Невзирая на то, что бюрократы не высказываются прямо о ликвидации работающей системы НЧП, мы считаем, что она вправду будет стопроцентно заменена на ИПК, т.е. далее внедрения новейшей системы работодатели продолжат непременно перечислять в ПФР лишь 16% (на формирование СЧП).

На это косвенно указывают два происшествия. 1-ое – обсуждение новейшей модификации обычно идёт в контексте понижения перегрузки на бизнесменов. Если же вводить ИПК, не отменяя при всем этом НЧП, смысл инноваций пропадает, напротив, станет лишь ужаснее. И 2-ое событие – Эльвира Набиуллина в одном интервью отметила, что работодатель сумеет софинансировать пенсионные отчисления работника на ИПК, получая при всем этом налоговые льготы.

Если же при всем этом не отменить старенькую систему, разумно представить, что никакие льготы не сумеют подтолкнуть бизнесменов и организации на софинансирование, так как перегрузка на их так довольно высочайшая, коли потенциальные «призы» наверное будут связаны с мощным административным давлением и серьезным контролем, весьза которого от их проще отрешиться.

Плюс ко всему, напомним, на данный момент накопительная часть пенсии заморожена, потому все взносы с заработной платы идут конкретно в ПФР. Допустим, древняя система остается, население обяжут заносить доп средства на формирование пенсии собственной заработной платы, коли бизнесменам дадут льготы за софинансирование таковых отчислений.

В этом случае вся система становится глупой, потому что предприниматели будут софинансировать пенсионные взносы населения лишь для того, чтоб за счёт экономии на налогах восполнить часть ранее уплаченных 6-процентных взносов в ПФР. Это очевидное перекладывание средств кармашка в кармашек с высочайшей коррупционной составляющей.

Также бюрократы отмечали, что далее перехода к новейшей стратегии формирования пенсионного капитала ранее уплаченные взносы не пропадут, коли будут переданы соответственной управляющей компании, куда работник начнёт перечислять проценты с заработной платы.

Необходимость ИПК

Остаётся неясным только один аспект – которой смысл в данной нам системе, если же сейчас хоть какой гражданин может в хоть какой момент сформировать вкладывательный портфель ликвидных акций и облигаций? Тем наиболее, на данный момент существует возможность открыть личный вкладывательный счёт, сэкономив на НДФЛ?

Аргумент в пользу того, что проф финансисты способны показать наиболее высшую доходность, чем личный инвестор, и конкретно потому нужно в добровольно-принудительном порядке вынудить людей созодать отчисления на ИПК, разбивается о сам факт существования паевых вкладывательных фондов. Проще говоря, даже ничего не соображающий в денежных рынках человек на данный момент может обратиться в большой банк либо брокерскую компанию, где ему предложат положить средства в аффилированный фонд. В итоге его средствами будут управлять те же самые мастера, коли доходность ранца опередит индекс Столичной Биржи и инфляцию.

Остаётся два мотива, которыми, возможно, и руководствуются бюрократы. 1-ый – ввести систему ИПК проще, чем проводить масштабную программку увеличения денежной грамотности. И 2-ой мотив – пенсионные средства будут «оседать» в особых управляющих компаниях, которые девать закону обяжут вкладывать часть средств в национальные проекты и облигации стратегически-важных компаний, к примеру, бумаги оборонно-промышленного комплекса.

Написать комментарий